Логотип Вологодская неделя
Главная Архив Подписка Экспорт анонсов О газете
Логотип Вологодская неделя
 vn.vic35.ru/ Архив/ № 39 (2102) - 17 декабря 2009/ Клуб потребителя
Погоня за ПТС-2 17 декабря 2009 11:03
В конце прошлого - начале нынешнего года одним из самых распространенных нарушений в сфере потребительского рынка была продажа автосалонами автомобилей без ПТС (паспорта технического средства). Люди в условиях начавшегося экономического кризиса старались вложить деньги в крупные приобретения. Продавцы автотехники тут же решили улучшить свое финансовое положение за их счет, «прокрутить» деньги потребителей, предоставляя им автомобиль без документов, удостоверяющих право собственности, и, таким образом, лишив возможности использовать машину по назначению.

- Машина есть, а пользоваться не могу, так и стоит она «мертвым грузом» в гараже, - жаловались владельцы автомобилей, не задумываясь о том. что это еще не самая большая неприятность, которая может их ожидать в случае невыдачи ПТС. А если автосалон, продавший машину, обанкротится? И тогда вы будете обязаны вернуть заводу-изготовителю автомобиль, так как в копии технического средства, которая выдается на руки покупателю, значится, что автомобиль находится в собственности завода-изготовителя. Потребовать возврата денег также будет не у кого.

К концу года такого рода обращений стало меньше, видимо, покупатели автомашин стали принципиальнее в своих требованиях к продавцам. Возможно и наши публикации на «автомобильную тему» сыграли свою роль, подсказав, как следует отстаивать права влоть до обращений в судебные инстанции. Но даже решение суда для некоторых продавцов автотехники так и не стало уроком.

Вологжанин Леонид Александрович купил автомобиль «DAEWOO-MATIS» стоимостью 240 тысяч рублей (вместе с установкой дополнительного оборудования) в Вологодском филиале ООО «ТУ-АВТО». В условиях договора было записано, что ПТС ему должны выдать в течение 45 дней, с чем потребитель согласился. А вот на другую запись в договоре о том, что все споры сторон решаются в третейском суде города Воронежа, он даже и внимания не обратил. Машину покупателю предоставили, но выдачи ПТС он терпеливо ждал три с половиной месяца. После очередного обманного обещания со стороны работников автосалона он обратился за советом в Союз потребителей города Вологды, юристы которого помогли оформить претензию в отношении «ТУ-АВТО», требуя незамедлительного предоставления ПТС или расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы. Однако ответ от руководства предприятия так и не был получен.

Пришлось оформлять исковое заявление в суд о расторжении договора купли-продажи, возврате денег за автомобиль, взыскании неустойки в размере 71 тысячи рублей за просрочку законных требований потребителя и компенсацию морального вреда в размере 5 тысяч рублей.

Суд был назаначен через полтора месяца, но и к этому времени ПТС не был выдан

В суд ответчик не явился, хотя был извещен надлежащим образом и расписался в получении повестки. Судебное заседание состоялось в его отсутствие, и судья вынес заочное решние об удовлетворении всех требований потребителя, правда, снизил неустойку до 50 тысяч рублей. К тому же в соотвествии со статьей 13 Закона «О защите прав потеребителй» с ответчика был взыскан штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя. В кругленькую сумму обошлось предприятию нарушение: вместо стоимости автомобиля «ТУ-АВТО» должен был возвратить потребителю уже 288 тысяч рублей плюс уплатить штраф в размере
144 тысяч рублей

Юрисконсульт Союза потребителей Михаил Никитин, представляющий в суде интересы истца, приготовился к длительной тяжбе, ожидая, что решение суда автосалон обжалует. Однако прошло 20 дней, и никаких «движений» с его стороны не последовало. Решение суда вступило в силу.

И тут пришел ПТС! «Можете его забирать», - известили Леонида Александровича работники автосалона. При всем желании он это сделать уже не смог, так как по решению суда договор купли-продажи уже был расторгнут.

И только тогда руководители предприятия, центральный офис которого находится в Череповце, заволновались: мол, почему суд состоялся в Вологде, а не в Воронеже, как записано в договоре? Пришлось юристам Союза потребителей объяснять им положение закона, на основании которого истец сам выбирает, где ему судиться: по месту нахождения организации или своего места жительства (но уж никак не в Воронеже!), и все условия, ущемляющие его права, являются недействительными.

Поняв, что допустили промашку, руководители автосалона стали предлагать потребителю компенсировать ущерб запчастями и бесплатным техническим обслуживанием, от чего он отказался.

Вскоре, не дожидаясь вмешательства судебных приставов, истцу возвратили сначала одну часть назаначенной судом суммы, а потом и другую. Леонид Александрович уже купил новую машину в Москве, где проблем с выдачей ПТС нет, их вручают вместе с новым автомобилем.

Хорошо все, что хорошо кончается. Благодаря своевременным действиям, помощи общественных правозащитников, потребитель с честью отстоял свои права, преподав хороший урок другим продавцам автотехники, которые грешат таким нарушением прав потребителей, как задержка выдачи ПТС,

Но, к сожалению, руководители «ТУ-АВТО»не сделали для себя выводов из этой истории, потому что вскоре с точностью она повторилась.

Весной вологжанин Кравченко приобрел в том же самом салоне автомобиль той же самой марки «DAEWOO-MATIS». На этот раз ему не выдавали ПТС целых 5 месяцев! В результате чего потребитель все лето испытывал проблемы с выездом на дачу. Правда, «мертвым грузом» автомобиль стоял не у него в гараже, а остался в автосалоне, откуда Кравченко его забирать не стал, чтобы вдобавок еще не платить деньги за содержание на платной стоянке. На контакт с покупателем руководители филиала не шли. И опять с помощью юристов Союза потребителей было составлено исковое заявление в суд, который откладывался несколько раз, так как представители ответчика на заседания не являлись, хотя были извещены надлежащим образом. Наконец 2 ноября было вынесено заочное судебное решение, в соствествии с которым «ТУ-АВТО» должен выплатить Кравченко неустойку в размере 45 тысяч рублей и компенсировать моральный вред в размере 5 тысяч рублей, а также уплатить штраф в пользу федерального бюджета в размере 25 тысяч рублей. Решение суда не было обжаловано и вступило в силу.

Итак, наши советы тем, кто пока только планирует приобрести автотранспортное средство:

Не покупайте автомобиль без предоставления ПТС!

Выбирайте торгующую организацию, где сразу предоставляют документы на машину- не ждите выдачи их по полгода.

Если срок выдачи ПТС в соответствии с договором истек, немедленно обращайтесь к руководству автосалона с письменной претензией, и если она не будет в положенный срок удовлетворена, то в суд с требованием расторжения купли-продажи.

Татьяна ШАЛУШКИНА
Версия для печати
Продолжение темы (№ 2 - 28 января 2010)
Не договорились, за что и поплатились (№ 2 - 28 января 2010)
Деда Мороза заказывали? (№ 1 - 21 января 2010)
Копеек не хватило... (№ 39 - 17 декабря 2009)
Новая волна (№ 38 - 10 декабря 2009)
Дорогая «КИРБИнетика» (№ 37 - 3 декабря 2009)
На что жалуемся? (№ 36 - 26 ноября 2009)


 
ПОИСК
 
  В архиве новостей:


  Разработка и поддержка РИА "PRO" 2004
  Ссылки
  Яндекс цитирования Rambler