Логотип Вологодская неделя
Главная Архив Подписка Экспорт анонсов О газете
Логотип Вологодская неделя
 vn.vic35.ru/ Архив/ № 4 (1926) - 9 февраля 2006/ ВОЛОГОДСКОЕ ДИВО
Вологодская губерния без ретуши и правок 9 февраля 2006 14:19
Уникальная выставка «Неизвестная Россия в цвете» открылась недавно в Вашингтоне в стенах библиотеки Конгресса США. Ее основу составили полноцветные фотографии различных российских городов, в 1909 - 1915 годах выполненные известным российским фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. В сочных и ярких цветах предстают дореволюционные виды Белозерска, Кириллова, Вытегры, Мариинской водной системы. По сути, мы получили возможность увидеть мир точно таким, каким видели его наши предки - без ретуши и исправлений.

Несмотря на то, что первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой «Люмьер», появились в Европе еще в 1904 году, качество таких снимков не выдерживало никакой критики. Цветное фото в его современном понимании стало завоевывать мир лишь с конца 20-х годов прошлого столетия. Первая же серийно выпускаемая цветная пленка - «Агфа» и вовсе появилась лишь в 1936 году.

Прокудин-Горский более чем на два десятилетия опередил это время. И опередил благодаря своему изобретению - проекционному синхроскопу. А жизнь фотографа и история его фотографий настолько удивительны, что заслуживают отдельного описания.

Уроженец Владимирской губернии, Прокудин-Горский в юности мечтал стать ученым-химиком. В 1883 году он поступает в Санкт-Петербургский технологический институт и слушает курс лекций у знаменитого Дмитрия Менделеева. Но вскоре американец Гудвин изобрел фотографическую пленку (до этого фотографии делались на ортохроматических пластинках, а еще раньше - на стеклянной поверхности с коллоидным раствором). Делать снимки стало удобнее и быстрее, весь мир «заболел» фотографией и со временем это увлечение передалось и Прокудину-Горскому. Закончив обучение в институте, уезжает за границу, чтобы в Париже и Берлине пройти практику в самых современных на тот момент фотохимических лабораториях. Перед отъездом будущий фотограф-изобретатель сочетается узами законного брака с некоей Анной Лавровой и в качестве свадебного путешествия отправляется в Белозерск и Вологду.

Это было первое появление Сергея Михайловича на вологодской земле, которое во многом стало определяющим. Считается, что, всматриваясь с высоты земляного вала на Белое озеро, играющее на закате всеми цветами радуги, Прокудин-Горский и решил придумать технологию, позволяющую отображать полноцветные краски окружающего мира.

Вот только путь к этому был нелегким и долгим. По возвращении в Россию Прокудин-Горский публикует несколько теоретических работ (в частности, «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами»), подбирает материалы для большой иллюстрированной книги о русско-японской войне, работает редактором петербургского журнала «Фотограф-любитель».

Технология цветной проекционной фотографии была придумана исследователем в 1908 году, а вскоре опробована на практике. Суть метода заключалась в следующем: один и тот же объект фотографировался через три разных фильтра - красный, зеленый и синий. Экспозиции, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, отображались на стеклянной пластине шириной 84-88 мм и длиной 232 мм. Сами фотографии выходили в черно-белом изображении. Однако помещенные в изобретенный Прокудиным-Горским проектор с тремя скрепленными вместе ромбовидными пластинами, они под воздействием тех же красного, зеленого и синего цветов преображались, фокусируя цветное изображение на экран. Фактически, это были своеобразные слайды, но увидеть их можно было лишь на специальных видеосеансах.

Такие сеансы с успехом прошли по всему Санкт-Петербургу. Изобретением Прокудина-Горского заинтересовались в царской семье (царь Николай Второй также слыл заядлым фотографом - прим. автора). Автору предложили выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович сам комментировал снимки, и делал это просто блестяще. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании двухчасового сеанса царь пожал ему руку, а императрица и царские дети попросили сделать цикл цветных фотографий из провинции.

Будучи не только увлеченным, но и предприимчивым человеком, Прокудин-Горский вскоре представил ко Двору проект «Фотографирования разных российских городов, рек и достопримечательностей путем оптических цветных проекций». Если говорить коротко, предлагалось создать архивную базу с цветными слайдами, изображающими разные стороны жизни Российской империи, и снабжать ею школы и гимназии. Проект получил статус общеобразовательного, под него выделили немалые деньги. Самому Прокудину-Горскому предоставили помощников, аппаратуру и мягкий пульмановский вагон. В нем фотограф со «свитой» разъезжал по губернским городам, снимая архитектурные памятники и пейзажные виды. Причем Вологодская губерния стала первой остановкой на пути «съемочной фотобригады» по 11 российским территориям.

Существует легенда, что, приехав в Вологду, Прокудин-Горский обиделся на малопочтительный, по его мнению, прием, оказанный ему тогдашним губернатором Хвостовым и отказался от фотосессии. Пульмановский вагон переехал на крошечную в ту пору станцию Шексна, а «съемочная фотобригада» водным путем отправилась в Кириллов и Белозерск. Правда это или нет - неведомо. Но в архивах фотографа действительно не оказалось ни одного слайда с изображением Вологды, тогда как видов других окрестных городов - довольно много.

Тут стоит отметить, что придуманная Прокудиным-Горским технология имела один, но весьма существенный недостаток. Фотографируемые объекты должны были быть неподвижными. Иначе цвет «размазывался»... Поэтому чаще всего фотографировались церкви, обзорные виды и неподвижные машины. Люди на снимках появлялись крайне редко. И всегда были в несколько неестественных, статичных позах.

Фотосъемки в рамках проекта продолжались в течение двух с половиной лет. В 1913 году коллекция цветных слайдов была продемонстрирована в крупнейшем парижском кинотеатре и вызвала настоящий фурор. Прокудина-Горского засыпали выгодными предложениями и контрактами. Но осуществлению этих планов помешала первая мировая война. Тем не менее в 1915 году была проведена еще одна большая фотоссесия - Мурманской железной дороги. А уже после революции, в Николаевском зале Зимнего дворца, объявленного большевиками «Центром пролетарской культуры», прошла масштабная выставка работ Прокудина-Горского.

И все же отношения с новой властью у фотографа не заладились. Ему не могли простить тесной дружбы с царской семьей. Часть снимков конфисковали, в голодном 1918 году выделили продпаек по самой низшей, «буржуазной» категории. В возрасте 55 лет обиженный фотограф покидает Россию, сначала уезжая в Норвегию, а затем - в Англию. Удивительно, но вместе с собой Прокудин-Горский ухитрился вывезти и 20 ящиков с фотопластинками - всего около 1000 слайдов.

Находясь в эмиграции, россиянин продолжает работать над совершенствованием цветной фотографии и киносъемки. Он патентует новую оптическую систему для кинокамеры, а затем совместно с братьями Люмьер открывает в Ницце фотолабораторию. Однако бизнес не заладился, потом разразилась вторая мировая война и об «архивах Прокудина-Горского» на время позабыли. Уже после смерти фотографа, в 1948 году его сын продал ящики с фотопластинками библиотеке конгресса США. Продал за весьма символические деньги. «Волшебный» проектор был давно утерян, а рассматриваемые на свет слайды казались мутными и черно-белыми. Почти полвека фотопластины пролежали мертвым грузом в архивах библиотеки. Пока кому-то из архивистов не пришла в голову простая по своей гениальности идея - «синхронизировать» снимки Прокудина-Горского с помощью компьютерной программы «Фотошоп». Сказано - сделано! И перед изумленными потомками открылись виды царской России в их, так сказать, первозданном виде. И хотя наша газета, к сожалению, не может воспроизвести эти снимки в полном цвете, они заслуживают того, чтобы предстать перед вами.

Владимир РОМАНОВ
Версия для печати
Спорит с Дедовым Глебов остров... (№ 1 - 19 января 2006)
Куньи страдания (№ 39 - 27 октября 2005)
О воде, сокровищах и банных королях (№ 38 - 20 октября 2005)
«ПРОТУХШИЕ» РОДНИКИ (№ 32 - 8 сентября 2005)
Потерявшийся остров (№ 27 - 28 июля 2005)
Город великих проектов (№ 26 - 21 июля 2005)
Почему туфтологи не взлюбили скрипофилистов? (№ 24 - 7 июля 2005)


 
ПОИСК
 
  В архиве новостей:


Случай необходимости ремонт компьютеров делаю под заказ.
  Разработка и поддержка РИА "PRO" 2004
  Ссылки
  Яндекс цитирования Rambler